bertone_logo_01

 

Не так давно в автомобильных кругах прошло сообщение о трудностях, свалившихся на знаменитую итальянскую кузовную компанию Carrozzeria Bertone di G.Bertone & C, более известную под коротким именем ее создателя - Джованни Бертоне (Giovanni Bertone). Чтобы удержаться на плаву и не пополнить ряды многочисленных банкротов, компании пришлось выставить на продажу уникальные концепты автомобилей, созданных руками талантливых автомобильных дизайнеров, трудившихся под управлением сначала отца, а затем и сына Бертоне.

Кузовное ателье Бертоне хорошо известно в нашей стране. Конечно, речь не идет о массовых автолюбителях, но специалисты в автомобильных кругах достаточно хорошо знали о его разработках, и более того, еще в годы СССР пытались привлечь его специалистов к разработкам отечественного автомобиля.

Так, в 1979 году Джузеппе (Нучо) Бертоне – сын основателя компании Джованни Бертоне, возглавивший семейный бизнес, приезжал в Москву на переговоры. И это не удивительно, поскольку в те годы правительство СССР привлекало и ряд других компаний к разработкам многих направлений, включая и автопром. Знаменитая итальянская кузовная компания Ghia предлагала свои проекты кузова для ГАЗ-21 «Волга», а также свое видение развития модели «Москвич-407»! В качестве предмета для обсуждения, предлагался концепт Citroen BX, разработанный в те годы в студии Бертоне. Другая, не менее известная компания ItalDesign, которую основал после ухода из компании Bertone дизайнер Джорджетто Джуджаро, разрабатывала для советской промышленности дизайн бытовых электроприборов!

chevrolet testudo 1963_001

 

С именем Джорджетто Джуджаро и Джузеппе (Нучо) Бертоне связано немало славных страниц в истории многих автомобильных марок. И хотя молодой и необычайно талантливый дизайнер проработал всего 5 лет в компании Bertone, под его началом вышли такие известные всему миру концепты Piranha, Canguro, Alfa Romeo 2000 Sprint, и, конечно же, ставший знаменитым после выставки в Женеве в 1963 году Chevrolet Testudo, для которого была использована платформа Chevrolet Corvair.

Внешний вид и пластика Chevrolet Testudo в дальнейшем послужат вдохновением для многих автомобильных дизайнеров. Это был необычный исторический период в развитии автомобильной отрасли во многих странах мира. В Америке только-только наступил закат эпохи «аэростиля», черпавший свое вдохновение в авиации, как ему на смену пришли успехи военных в области ракетостроения.

В те годы на американский рынок массово стали завозить европейские автомобили с задним расположением силового агрегата. Все дело в том, что послевоенные годы наложили определенный отпечаток на потребности и предпочтения клиентов европейского автомобильного рынка. Перевес поначалу склонился к компактным автомобилям, таким как знаменитый Жук от Фольксвагена, Fiat 500 и BMW 700.

В компании Chevrolet решили побороться за новую автомобильную нишу, и выпустили на внутренний рынок модель Chevrolet Corvair. Правда, подошли к ее созданию с присущим американским размахом – за основу была взята только конструкция несущего кузова с задним расположением силового агрегата воздушного охлаждения. Во всем остальном автомобиль оказался мало похожим на европейских «прародителей». Чтобы представить его габариты, а также, насколько далеко он отошел от концепции «бюджетного авто», достаточно вспомнить отечественный ГАЗ-21 Волга и ЗАЗ-965 – вот именно так реализовали американцы свое видение знаменитого фольксвагеновского «Жука».

Автомобиль привлек к себе внимание кузовного ателье Bertone. Сын основателя компании, Джузеппе (Нучо) Бертоне, взявший в свои руки правление, принял на работу на должность главного дизайнера молодого 22-х летнего Джорджетто Джуджаро, успевшего поработать в компании Fiat. И поручил ему ряд разработок, включая и вариации на тему Chevrolet Corvair.

За время 5-ти летней работы Джуджаро в Bertone, ему удалось создать неповторимый стиль, послуживший в дальнейшем основой для всех значимых разработок компании. Конечно, исходя из современных требований безопасности, те же тонкие ажурные стойки крыши не получили бы своего развития, однако стеклянная крыша, примененная в Chevrolet Testudo, сегодня является дорогой опцией автомобилей премиум-класса. А тогда это была мода, навеянная авиацией.

chevrolet testudo 1963_002

 

Концепт Chevrolet Testudo оказался довольно знаковым проектом для дальнейшего многолетнего сотрудничества кузовного ателье с корпорацией General Motors. Правда, до следующего момента более осознанного сотрудничества пройдет два десятилетия, но все это время Bertone будет оттачивать свое мастерство на автомобилях европейских марок. А для корпорации GM и входящих в нее автомобильных компаний, итальянские дизайнеры создали немало удивительных концептов:

1984    Chevrolet Romarro

1987    Opel Kadett Cabrio

1990    Chevrolet Corvette Nivola

1993    Opel Astra Cabrio

1995    Opel Maxx

1996    Opel Slalom

2001    Saab 9X

2001    Opel Filo

2003    Opel Insignia

Возвращаясь к знаковой модели Chevrolet Testudo, построенной на платформе Chevrolet Corvair, можно сказать, что это был довольно смелый шаг, поскольку из-за мощного мотора и несвойственного американскому автопрому расположению силового агрегата, из-за которого на задней оси нагрузка составляла 60% от всего веса автомобиля, он получился склонным к опрокидыванию на высоких скоростях.

В прессе в те годы разгорелась нешуточная полемика по поводу безопасности автомобилей. Американское общество было озадачено множественными трагическими случаями, наносимыми именно всевозможными дизайнерскими решениями в облике автомобилей. Речь шла о множестве хромированных деталей на капоте, которые в момент столкновений при ДТП, смертельно травмировали пешеходов.

Да и водителям приходилось несладко – о мягкой обивке панели приборов в те годы только начинали говорить, равно как и о ремнях безопасности для передних пассажиров. Что касается модели Chevrolet Corvair, называемой не иначе, как «американский Porsche», то ей пришлось отдуваться за все модели автоконцерна, а виной всему была ее склонность к опрокидыванию в скоростных поворотах. И хотя инженеры серьезно переработали заднюю подвеску, и с 1964 года автомобиль стал выпускаться исключительно с новыми узлами, тем не менее, марке был нанесен серьезный удар по имиджу.

chevrolet testudo 1963_003

 

Но, несмотря на это, Джуджаро создает концепт Chevrolet Testudo, который буквально взорвал автошоу в Женеве в 1963 году. Следует отметить, что термин «концепт» в понимании фирмы Bertone и современных автокомпаний, не одно и то же. Все автомобили итальянской фирмы были самыми настоящими автомобилями, тогда как современные концепты зачастую даже не имеют «внутренностей». Так, не поспевая к сроку, автомобиль собирался до последнего дня перед открытием выставки, что привело к необходимости его доставки своим ходом. За руль, а вернее сказать, штурвал этого автомобиля, сел сам Джузеппе (Нучо) Бертоне, который преодолел альпийские перевалы по дороге из Италии в Швейцарию в марте месяце! И это притом, что все критики приписывали Chevrolet Corvair, на чьей платформе он был построен, коварное поведение в поворотах!

Но это было тогда, а с уходом из жизни в 1997 году Джузеппе (Нучо) Бертоне, компания продолжала начатое семейное дело. Правда в к 2010 году дела и вовсе не заладились, поскольку сегодня концепты из стеклопластика поставлены, что называется, «на поток». Каждый автопроизводитель держит в своих структурах целые подразделения дизайнеров, занимающихся разработкой и созданием полномасштабных макетов для грядущих выставок.

Все это привело к тому, что дела у фирмы Bertone не заладились, и компания вынуждена было выставить на продажу 6 самых известных концептов, созданных дизайнерами за полувековой срок. В их число вошел и Chevrolet Testudo. И вот, весной 2011 года, на севере Италии, на известном на весь мир аукционе старинных и эксклюзивных автомобилей Villa dEste, эти автомобильные творения ушли с молотка. Выставленный торговым домом RM Auctions концепт Chevrolet Testudo был продан анонимному почитателю таланта Бертоне за € 336 000.

А что же история сотрудничества Бертоне с СССР? Как известно, Джузеппе (Нучо) Бертоне не удалось договориться о совместном производстве с нашей страной. Но зато более успешными оказались переговоры с Чехословакией – в 1983 году чехи подписали контракт на проектирование кузова для новой модели Skoda у Bertone. Больше всех им понравился концепт, построенный на платформе Fiat Tipo. А запущенная в серийное производство в 1987 году Skoda Favorit, создала сильную конкуренцию советскому автопрому на европейском рынке, пытающемуся продвинуть проект ВАЗ-2108 при участии немецкой компании Porsche, работавшей над доводкой его ходовых качеств.