Сальник выполняет роль уплотнителя в движущихся частях (круговое или возвратно-поступательное движение) и предназначены для предотвращения вытекания масла за пределы рабочего пространства.
Для эффективной работы, охлаждения и предотвращения заклинивания мотора ему необходима постоянная смазка. В связи с тем, что коленчатый вал разбрызгивает моторное масло из поддона и делает в среднем около 2500-3000 оборотов в минуту, в местах выхода его за пределы блока цилиндров его необходимо уплотнить. С этой задачей справляется сальник, который бывает передним и задним.
В связи с тяжелыми условиями эксплуатации уплотнение теряет свои первоначальные свойства и начинает пропускать масло, тогда необходима замена заднего сальника.
Причины выхода из строя сальника
Уплотнитель на коленчатом валу изготавливается из износостойкого материала и способен выдерживать высокие температуры. Однако его ресурс при правильной эксплуатации автомобиля ограничивается 150000-200000 км пробега. Кроме того, возможен преждевременный износ по ряду факторов:
- несвоевременная замена моторного масла (в старом масле содержится множество абразивных веществ – пыль, грязь, стружка и т.п.);
- перегрев ДВС (со временем материал сальника от воздействия повышенных температур деформируется, теряет свою эластичность и тогда необходима замена переднего сальника).
Определить неисправность сальника достаточно просто - визуально по наличию масляного пятна под автомобилем. В зависимости от нахождения пятна под машиной можно установить, какой именно сальник требует замены.
Последствия эксплуатации автомобиля с неисправным сальником коленвала
Течь масла может быть интенсивной либо незначительной. В любом случае затягивать с ремонтом не стоит, т.к. это грозит следующими последствиями:
- повышенный расход масла;
- вероятность заклинивания ДВС из-за низкого уровня масла;
- неисправный задний сальник может привести к пробуксовыванию сцепления;
- течь масла через передний сальник может привести к нарушению синхронности работы коленчатого и распределительного валов, а также к обрыву ремня ГРМ.
Порядок и особенности замены
Если один из сальников коленчатого вала потерял свои свойства и начал пропускать масло, то вероятнее всего, в ближайшее время даст о себе знать и второй сальник, поэтому при ремонте обычно меняют оба уплотнителя. Процесс замены переднего и заднего сальника сильно отличаются друг от друга.
Замена переднего сальника происходит по следующему алгоритму:
- снимаются шкивы;
- демонтируется защитный кожух;
- снимается ремень и зубчатый шкив коленвала;
- меняется сальник и все собирается в обратной последовательности.
Замена заднего сальника более трудоемкая и происходит следующим образом:
- двигатель с КПП разъединяются;
- демонтируется сцепление;
- проводится замена уплотнителя и осуществляется сборка.
Главной сложностью в замене заднего сальника является установка первичного вала КПП в двигатель через сцепление и необходимость проведения работ под автомобилем. Если сравнивать цену замены сальников и трудоемкость проведения работ своими руками, то целесообразнее доверить проведение работ опытному автомеханику в оборудованном необходимом инструментом автосервисе. Тем более что при установке сальника неопытным в ремонте водителем, уплотнитель можно повредить, тем самым не устранив неисправность.