Клапан является частью газораспределительного механизма. В зависимости от предназначения они бывают двух видов:
- впускные – для подачи топливовоздушной смеси в цилиндр;
- выпускные – для отвода отработавших газов в выхлопную систему.
Главным отличием клапанов является их конструкция (выпускной клапан изготавливается из жаропрочной стали, полость внутри заполнена натрием). Кроме того, они различаются визуально - тарелка впускного клапана имеет больший диаметр.
Неисправности клапанов
При нормальных условиях эксплуатации автомобиля замена клапанов в двигателе потребуется в результате их износа (ориентировочно 300000 км пробега). Помимо этого, может потребоваться внеплановая замена. Происходит это по двум причинам:
1.Прогорание.
Прогар клапанов случается при следующих факторах:
- нарушение регулировки зазора клапанов;
- использование низкокачественного топлива;
- частое движение на повышенных оборотах;
- неправильно выставленный угол зажигания;
- попадание моторного масла в цилиндры.
2.Деформация.
Клапана могут быть деформированы:
- в результате гидроудара из-за попадания в цилиндр воды или охлаждающей жидкости;
- при отсутствии синхронности в работе коленчатого и распределительного валов вследствие обрыва цепи ГРМ, ее проскальзывания на несколько звеньев.
В некоторых случаях неисправные клапана могут привести к необходимости замены крышки клапанов.
Признаки неисправности детали
О проблемах газораспределительного механизма свидетельствуют:
- звенящий стук из-под капота;
- снижение мощности мотора;
- повышенная дымность отработавших газов;
- низкая компрессия в цилиндре;
- хлопки в глушителе;
- троение мотора при работе.
Указанные признаки могут свидетельствовать не только о проблемах ГРМ, но и о неисправностях мотора в других системах. Однозначно можно сказать, что при их появлении требуется диагностика автомобиля.
Диагностика и замена клапанов
Определить неисправные клапана можно несколькими способами, при этом существуют некоторые нюансы. Например, низкая компрессия в ДВС может означать износ клапанов либо неисправности цилиндропоршневой группы. При этом если в цилиндр с низкой компрессией налить немного моторного масла и уровень компрессии увеличится, то неисправность в ЦПГ; если компрессия не изменится, то это свидетельствует об износе клапанов.
При ремонте ГРМ необходим опыт, специализированный инструмент и съемники, но самое главное - это правильно осуществить притирку клапанов к головке блока. Поэтому целесообразнее обратиться в оснащенный автосервис к квалифицированному мотористу, который проведет все работы качественно и быстро. Тем более что стоимость замены клапанов двигателя в хорошей автомастерской вполне доступна рядовому автовладельцу.