Можно с уверенностью сказать, что практически 100% автомобилистов, как женщин, так и мужчин, держали в руках канистру с автомобильным маслом. Как правило, все они имеют красивую упаковку, включая и красочную этикетку, на которой нанесено множество непонятных символов и значков. А вот какие характеристики являются подходящими для автомобиля покупателя, указанная информация на этикетке дать не может. Типичная ошибка начинающих автолюбителей – это искать упоминание о своем автомобиле на этикетке, полагая, что это и есть подтверждение его соответствия.
Разбираемся по существу вопроса
Во-первых, важным качеством моторного масла является его вязкость. От этого параметра зависит, насколько прочной будет масляная пленка, которая образуется между трущимися поверхностями деталей внутри двигателя. Другими словами, чем гуще – тем лучше для трущихся деталей. В то же время, масляные каналы в двигателе, по которым оно подается к той или иной детали, участвующей в зацеплении, достаточно узки, соответственно, что к маслу предъявляются другие требования – чем оно жиже, тем более эффективно оно подается к трущейся паре. Соответственно, только автопроизводитель в руководстве по эксплуатации автомобиля может указать его параметры.
На этикетках указывается индекс вязкости, состоящий из цифр и букв, например, 0W-30. Согласно стандарту SAE (от англ. Society of Automotive Engineers - общество автомобильных инженеров),первая цифра является показателем низкотемпературных свойств, т.е. показывает степень вязкости масла при минусовых температурах. Вторая цифра обозначает такой показатель масла, как высокотемпературную вязкость. Речь идет о температурах, близких к 100°С.
В процессе эксплуатации автомобиля, отработанные газы и остатки несгоревшего топлива через технологические зазоры в цилиндрах попадают в масло, тем самым снижая оба этих показателя. Наиболее опасным для двигателя является падение индекса вязкости до состояния «гудрона» - в 7 мм²/с.
Еще одним из важных и критичных показателей моторных масел, указываемых на этикетке, являются всевозможные присадки. Наиболее известной большинству автовладельцев является противопенная присадка – в процессе постоянного движения масла в двигателе образуется пена, которая может привести к образованию масляного голодания трущихся поверхностей, а присадка как раз и борется с ее появлением.
Присадки в масле – для чего нужны
В современных автомобильных маслах содержится множество присадок, направленных на восстановление технических параметров силового агрегата. Это, в первую очередь, моющие присадки, борющиеся с различными отложениями, перекрывающими каналы, а также антиокислительные, смягчающие последствия попадания топлива и газов в масло. Дело в том, что содержание серы в отечественном топливе довольно существенно отличается от европейских требований, поэтому масло более интенсивно теряет свои полезные свойства. Автопроизводители учитывают этот факт, в особенности для автомобилей, оснащаемых дизельным силовым агрегатом, и уменьшают межсервисный интервал.
В обозначении данного вида присадок на этикетке с маслом указывается щелочное и кислотное число. Оно отражает соотношение количества гидроокиси калия (КОН),измеряемое в миллиграммах к единице масла – в данном случае мг КОН/г.
В зависимости от рекомендаций автопроизводителя, в моторном масле должно содержаться определенное количество моющих и антиокислительных присадок, называемое «пакетом». В большинстве случаев, чем выше показатель пакета присадок, тем лучше. Естественно, что в процессе эксплуатации количество растворенных в масле присадок уменьшается, что свидетельствует об их работе, но от показания щелочного и кислотного числа зависит срок эксплуатации масла.
Кроме того, существуют противоизносные и антифрикционные присадки, в состав которых входят такие химические элементы, как магний, кальций, бор, цинк, барий и фосфор. Они осаждаются на трущихся поверхностях деталей, образуя защитную укрепляющую пленку в несколько микрон, тем самым способствуя восстановлению рабочих параметров двигателя.
Аббревиатуры на этикетке

Современные автомобильные масла, помимо упомянутых выше значений, имеют обязательную маркировку, состоящую из сокращений API и ACEA и уровня качества. Чтобы понять их назначение, следует начать с истории возникновения стандартов автомобильных масел.
В 1969 году American Petroleum Institute (сокр. API - американский институт нефти) разработал стандарты для автомобильных масел. Согласно классификации, 1-я буква в индексе качества должна обозначать вид используемого силовым агрегатом топлива: С — дизель, S — бензин. За второй буквой закрепили качественный уровень. Чем выше порядковый номер буквы, тем лучше. Так, еще 20 лет назад наилучшим маслом считалось с индексом SF и SD, а в наши дни даже SG давно уже считается устаревшим. Сегодняшний «люксовский» уровень – это SM (по API),а автомасло хорошего уровня, маркируется индексом SL.
Другие организации, занимающиеся стандартизацией, поначалу адаптировали американские стандарты под европейскую специфику. Поначалу, в 1972 году, когда был создан аналогичный американскому API «Комитет автомобильных конструкторов открытого рынка» (сокр. CCMC, от англ. Committee of Common Market Automobil Constructors) свод требований мало чем отличался от заокеанских. Но уже к 1990 году, в связи с реорганизацией и переименованием комитета в Ассоциацию европейских производителей автомобилей (сокр. ACEA от фран. Association des constructeurs europeens d'automobiles) произошел пересмотр и устаревшего свода требований. Автокомпании-производители, входящие в данную ассоциацию, кардинально изменили методики тестирования моторных масел, в сторону ужесточения требований.
Нормативы ЕВРО и моторное масло
Существующая классификация ACEA (европейский стандарт) подразделяет моторные масла на три основные категории:

- бензиновые двигатели - А,
- дизельные двигатели – В,
- двигатели, чей выхлоп соответствует норме Евро-4 *– С.
*— подразумевается совместимость с катализаторами последнего поколения и сажевыми фильтрами в выхлопных системах автомобилей последних лет выпуска.
Используемые цифры в обозначении уровня качества ACEA указывают на требования «по старшинству»: начальный уровень обозначается цифрой «1», что соответствует требованиям 1990 года, а самый последний – цифрой «5».