Головка блока цилиндров – это сложная по конструкции деталь с множеством функций. В ГБЦ установлены газораспределительный механизм, свечи зажигания или топливные форсунки. В головке предусмотрены каналы для прохождения моторного масла и охлаждающей жидкости. С боку к ней присоединяются впускные и выпускные трубопроводы, а также турбокомпрессор (при его наличии). Это делает головку блока важной деталью мотора, от исправности которой зависит бесперебойная и надежная эксплуатация автомобиля. В зависимости от условий и длительности эксплуатации может потребоваться замена головки блока цилиндров.
Неисправности ГБЦ
Отдельные части этой детали работают в тяжелых условиях. Например, межклапанный мост является самым термически напряженным участком, поверхность камеры сгорания испытывает разрушительное воздействие химически агрессивной среды и температуры. Основными неисправностями, которые могут привести к необходимости ремонта или замены гбц в СПб, являются:
- износ элементов системы ГРМ ( направляющие клапанов и др.);
- износ и неисправности деталей (клапаны, распредвал, прокладка, маслосъемные колпачки и прочее);
- образование трещин и прогорание между каналами головки;
- потеря геометрической ровности поверхности ГБЦ (появляется вследствие перегрева мотора).
Определить неисправную ГБЦ можно по появлению следующих признаков:
- стук клапанов;
- снижение мощности мотора;
- наличие водяной эмульсии в картере;
- масляные разводы в системе охлаждения;
- «бульканье» в радиаторе (при прорыве выхлопных газов) и другие.
Некоторые неисправности могут свидетельствовать о проблемах в других системах двигателя. Поэтому при появлении указанных признаков стоит провести диагностику автомобиля и не откладывать с его ремонтом.
Последствия эксплуатации автомобиля с неисправной ГБЦ
Условно неисправности головки можно разделить на две части:
- Неисправности, при которых возможна эксплуатация автомобиля непродолжительный период. К таковым можно отнести, например, стук клапанов. Но затягивать с ремонтом не стоит, т.к. дальнейшая эксплуатация приведет к более дорогому и трудоемкому ремонту.
- Неисправности, при наличии которых эксплуатация автомобиля возможна лишь после их устранения. К такому типу можно отнести трещины в головке, другие неисправности, способствующие попаданию охлаждающей жидкости в камеру сгорания и масляную систему. Указанные неисправности неизбежно приведут к заклиниванию мотора или гидроудару, что в свою очередь потребует больших вложений для восстановления работоспособности автомобиля.
Порядок проведения замены
Работы по замене ГБЦ и просты и сложны одновременно. С одной стороны достаточно просто открутить все и, заменив, установить новую головку, с другой стороны необходимо знать нюансы, которые необходимо соблюсти при разборке (например, пометка системы ГРМ и угла зажигания, порядок и момент затяжки болтов крепления). Однако прежде чем менять головку, необходима ее диагностика, которую сложно провести без специальных инструментов и опыта.
Работы проводятся в следующей последовательности:
- отсоединяется все навесное оборудование, закрепленное на ГБЦ;
- демонтируются другие детали, мешающие удобству съема ГБЦ;
- откручивается клапанная крышка, звездочка системы ГРМ, ГБЦ.
Сборка происходит в обратной разборке последовательности.
В связи с множеством особенностей при проведении работ целесообразнее доверить их опытным автомеханикам в оборудованном автосервисе, которые проведут качественную диагностику детали и выдадут заключение о необходимости замены или возможности проведения ремонта. Кроме того, все необходимые работы будут сделаны качественно и в краткие сроки с применением современного ремонтно-диагностического оборудования и инструмента. После замены гбц специалисты автосервиса проведут комплексную диагностику выполненных работ.